С
реди городов, основанных ещё в Древней Руси, мы встречаем несколько названий с приставкой (титулатурой) "Великий". Но наибольший след в нашей истории оставили два города: «Великий» Новгород и Ростов «Великий».
В 1151 году в руских летописях мы впервые встречаем употребление термина "Великий" по отношению к городу Ростов. Слово "великий", применительно к Ростову, можно понимать как большой, богатый.
Уже в 1151 году Ростов огромный город, превосходящий по площади своих соседей Суздаль и Владимир. В начале XIII века площадь Ростова достигала 200 га, Владимира - 145 га, Суздаля - 49 га. Только Киев и (будущий "Великий") Новгород
- более 300 га каждый, т.е. превосходили по размерам Ростов.
Второе понимание слова "Великий" - как титул, который означает "независимый", "самостоятельный", "главный на своей территории", т.е. в нашем случае "независимый главный город". Ростов действительно был главным городом земли,
которая первоначально так и называлась - "Ростовская земля": карта-схема Ростовской земли в конце XI века по В.А.Кучкину.
Даже после распада "Ростово-Суздальской земли" в начале XIII века на две части, см. Ростово-Суздальская земля в начале XIII в. , Ростов оставался главным городом уже новой,
значительно меньшей по размерам Ростовской земли. И в этом смысле употребление для Ростова второго смысла слова "Великий", как титул "независимый", "главный на своей территории", правомерно. Подобный титул мы встречаем (позднее) у Новгорода и Пскова.
Вопрос заключается в том, когда Ростов получил общепризнанный титул "Великий" ? Титулатура "Великий" по отношению к Новгороду появляется в летописях с конца XIV века, хотя "независимым", "самостоятельным", главным городом
земли он был уже достаточно длительное время и почему Новгород стал вдруг стал титуловаться Великим с этого времени для меня не понятно.
Князья, княжившие в "Великом Новгороде", насколько я помню, никогда не носили титул "Великий князь Новгородский".
То же самое, но в обратном порядке, можно сказать и о Киеве. Титул "Великий киевский князь" мы встречаем в летописях, а вот "Великий Киев" или "Киев Великий" не встречаем.
Мы знаем "Великих князей владимирских". Владимирское великое княжение известно, но я никогда не встречал словосочетание "Владимир Великий" или "Великий Владимир".
Одним словом, с титулом "Великий" вообще и применительно к Ростову в частности, у меня много вопросов. Может быть всё гораздо проще: известное сегодня словосочетание "Ростов Великий" появилось относительно недавно и носит
скорее эмоциональный характер, в память о великом прошлом великого города. А формальная "зацепка" для такого титула, например, сообщение древнеруской летописи за 1151 год.
В традиционной советской литературе Ростов, политическая история Ростовской, а затем и Ростово-Суздальской земли рассматривалась как история княжества, а не история города-государства (городов-государств Ростово-Суздальской земли).
И сегодня (март 2015) в книгах по истории Ростова, которые я купил в городском музее, политическая история Ростова - это история князей и княжества.
Однако я придерживаюсь той точки зрения, что примерно до 1300-х годов Ростов по политической структуре представлял из себя город-государство, но в этой главе мы с вами поговорим о городе Ростове.
Теперь перейдём к известной на сегодня истории великого древнеруского города - Ростова.
Надо сразу сказать, что сегодня история домонгольского Ростова в деталях известна плохо. Я бы сказал, практически неизвестна. Документов, отражающих повседневную жизнь ростовчан в домонгольский период, не сохранилось. Упоминания
в дошедших до наших дней сообщения летописцев очень кратки. Систематических и массовых раскопок на территории города практически не проводилось. Единственный серьёзный раскоп хотя и дал некоторые представления, но слишком
незначительные в масштабах общей истории города.
Все наши представления о повседневной жизни города основываются на общих представлениях о жизни горожан домонгольской Руси, дополненные некоторыми известными нам сегодня сведениями непосредственно о Ростове.
В научной литературе я не нашёл схем города Ростова, поэтому составил две собственные, опираясь на имеющуюся скудную литературу:
Схемы Ростова в IX-XI и в XIII веках
Первое упоминание о Ростове встречается в Лаврентьевской летописи за 862 год. Археологические раскопки (дендродатировка) датируют первые признаки существования города в 963 году, но раскопки проводились
не в самой старой части города.
Сегодня вы можете свободно погулять по древнейшей части Ростова, но ничего от того времени, к сожалению, не сохранилось: Древнейшая часть Ростова. Современный вид. Фото № 1
и Древнейшая часть Ростова. Современный вид. Фото № 2 и Древнейшая часть Ростова. Современный вид. Фото № 3.
Возник Ростов, основанный, как я представляю, ильменскими словенами, не на пустом пространстве. Археологические раскопки подтверждают наличие в этих местах поселений ещё в каменном веке и на сегодня известно
около 30 неолитических стоянок. Смотрите музейную экспозицию Ростовского музея, которую я условно назвал: «От каменного до железного века»
Судя по имеющимся данным, непосредственно на месте возникновения Ростова было небольшое поселение аборигенного населения - меря, так что население древнейшего города было смешанным.
Почему первые славянские колонисты осели именно в этом месте сегодня можно только предполагать. Берег озера плоский, никаких природных укреплений здесь нет. Речка Пижма, впадающая в озеро, не могла служить серьёзным препятствием
зимой, когда велись основные военные действия. Так что видимых на сегодня причина две. Первая - река Которосль, связывавшая озеро с рекой Волга. Вторая причина - освоенное
предшественниками меря пространство. Таким образом, близость к реке Которосль и уже освоенное меря место, я думаю, послужили причиной для поселение на этом месте первых славянских колонистов,
см. «РОСТОВ НА СОВРЕМЕННОЙ КАРТЕ ЯНДЕКС» .
К моменту славянской колонизации, примерно в 15 километрах от современного Ростова, в излучине реки Сары, на противоположной стороне озера "Неро": фото № 1 и
фото № 2 и фото № 3 и фото № 4 существовал хорошо укреплённый общеплеменной
центр меря. В Музее Ростовского кремля меря и Саарскому городищу посвящена отдельная комната. Вы можете посетить музейную экспозицию,
которую я назвал «Мир меря. Саарское городище»
Археологические находки говорят об обширных связях мерян. Найдены изделия из Скандинавии, восточные монеты, фрагменты сосудов из Волжской Булгарии, киевские пряслица, слитки металлов из Западной Европы.
Некоторое время Сарское городище и Ростов сосуществовали, а затем Сарское поселение угасло. Никаких сообщений на эту тему я не нашёл, но похоже, что население Саарского городища со временем перебралось в
Ростов.
Ростов стал не только городом, но ведущим городом Ростово-Суздальской земли, и одним из наиболее известных древнеруских городов.
Возможно, некоторое время Саарское городище использовалось князьями для своей резиденции, но эта точка зрения спорна. Возможно, Саарское городище использовалось ростовчанами как место встречи с союзными войсками соседних
городов, исходя из принципа: «лучше здесь, чем впускать большое количество вооружённых людей в город».
На фото справа: Успенский собор. Современный вид.
июль 2012 г.
Озеро Неро (или Ростовское озеро) – озеро ледникового периода. Когда-то давно озеро было огромным, но к моменту основания Ростова значительно уменьшилось и было в тех же границах, что и сегодня.
Перевод названия зависит от того, какой из угро-финских языков используется при переводе. Один из переводов звучит как «илистое» озеро – от слова «ил». И действительно, необычайно полезный озёрный ил (сапропель) позволял
ростовчанам получать богатые урожаи огородных культур даже в условиях неблагоприятного климата. Причем не только в древние времена, но и сегодня.
Вы можете совершить прогулку по берегу озера Неро с помощью современных технологий:
«Ростов Великий. Яндекс-путешествие по берегу озера Неро»
Когда будете обозревать озеро, обратите внимание на почву. Такая почва, песок с глиной, не только на берегу озера, но и в городе.
Я нашёл в центре города незамощённую улицу, можете посмотреть, на какой ужасной почве ростовчанам (или ростовцам ?) приходилось выращивали свои урожаи:
«Яндекс-путешествие по улицам Ростова Великого (почва)»
Тем не менее, следует отдельно отметить, что вдоль озера встречаются отдельные участки плодородной земли, "темноцветные почвы", называемые "ростовскими чернозёмами". По одной из гипотез это вкрапления плодородного ила сопропеля,
оставшегося на суше после отступления берегов озера в современные границы, произошедшее около 5 тысяч лет тому назад.
По другой версии "ростовские чернозёмы" (как и солённые участки почвы - "усолы") вокруг Ростовского озера образовались вследствие просачивания вод из пермских отложений.
Сельское хозяйство являлось основой экономики того времени. Вся жизнь ростовчан и жителей Ростово-Суздальской земли вообще была так или иначе связана с природными условиями местности,
а значит и с потенциальными возможностями, стабильностью ведения сельского хозяйства. В условиях относительно неблагоприятых природно-климатических условий, плохой почвы вокруг города, см.
почвенно-климатическая карта Ярославской области, озеро играло огромную роль в жизни ростовчан.
Озеро служит и огромным аккумулятором тепла, создающим особый микроклимат. В саду у митрополита, например, растёт грецкий орех ! А ведь Ростов Великий совсем
не южный город.
Разумеется, рыбная ловля всегда служила важным источником доходов, но не менее важна была
транзитная торговля. Озеро Неро связывалось с Волгой судоходной в то время рекой Векса, а затем рекой Которосль. Как раз на месте впадения реки Которосль в Волгу был построен
город Ярославль.
Если вы посмотрите на карту Ростовской земли Ростово-Суздальская земля в начале XIII в. , то обратите внимание на огромные территории, контролируемые Ростовом на
Северо-Востоке - Устюг.
Здесь, на холодных и неплодородных землях основывалась вторая, важнейшая часть экономики Ростова: добыча и продажа мехов. Ростов с самого своего возникновения контролировал добычу и продажу мехов - образно говоря, нефти и газа
того времени.
Длительное время торговля мехом приносила городу огромные доходы, пока Москва (в начале XIV в.) не забрала у ослабленного ордынцами Ростова эти доходы.
Из договора Олега с греками 911 года известно, что в Ростове находился князь, зависимый от Олега. К концу X века Ростов, как один из самых крупных древнеруских городов, был поделён между многочисленными детьми киевского
князя Владимира Святого. Княжили над Ростовом и Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.
Но это вовсе не означает, что город принадлежал князю (князьям) на правах собственности.
Становление города Ростов происходит в X и XI веках. До настоящего времени масштабных раскопок, позволяющих узнать важные детали о жизни города, не проводилось. Однако в ростовском музее вы можете увидеть
отдельные вещи из быта первых горожан в X и XI веках. Экспозицию я условно назвал
«Ростов. От мерянского посёлка к древнерускому городу»
Как и во всей Руской земле жизнь даже таких крупных городов как Ростов была тесно связана с сельской округой. Многие жители города имели свои садики и огороды непосредственно в городе. Кроме того, многие жители имели свой
скот, я уже не говорю о птице, имели землю за городом, которую обрабатывали. Такая тесная связь горожан с сельской местность отмечена историками в последующее время, но это тема следующего сайта.
Находки археологов в Ростове и окружающих его поселениях позволяют нам увидеть, как это было в жизни, смотрите экспозицию ростовского музея, которую я назвал:
«Ростов. "Сельская округа, сельские занятия и промыслы ростовчан". X-XIV вв.» .
15 июня 989 (?) года прошло крещение жителей Ростова и в этот же день была построена первая «обыденная» (т.е. построенная в один день) церковь Кирика и Иулитты, простоявшая 376 лет. Но на другом конце города («Чудском конце»)
продолжал стоять языческий идол бога Велеса, покровителя скота и пастбищ. По одним сведениям в 991 году первым епископом был прибывший из Киева Фёодор «гречин», который затем сбежал, испугавшись язычников. Вслед за ним сбежал и
следующий епископ Илларион. По другим сведениям, первым епископом был епископ Леонтий, убитый язычниками в 1070 или 1071 годах, т.е. через 80 лет (!) после крещения. Одним словом, христианизация шла достаточно трудно,
но со временем Ростов Великий становится религиозным центром Северо-Восточной Руси. Влияние (и доходы) Ростовских епископов охватывали площади следующих современных областей: Ярославской, Московской, Владимирской, Ивановской,
Вологодской и Костромской.
В Успенском соборе сохранилось место захоронения Леонтия. Надо сказать, что место захоронения святителя Леонтия практически единственный дошедший до нас с того времени кусочек древней, подлинной истории города.
Если не считать ещё музейных экспонатов. Мы с вами можем посмотреть Успенский собор в наши дни, а так же немножко окунуться в глубокую древность.
«Ростов Великий. Успенский собор. Современность и древность» .
Город Ростов не просто один из древнейших руских городов, но один из древнейших "городов-государств" по И.Фроянову, на территории Киевской Руси. Ссылка на работу И.Фроянова и А.Дворниченко, выложенную в интернете,
найдёте в конце этой главы.
Мы можем посмотреть владения, которые принадлежали Ростову, как главному городу Земли: карта-схема Ростовской земли в конце XI века по В.А.Кучкину.
В традиционной исторической литературе Ростов всегда считался оплотом влияния боярской (аристократической) знати, опиравшейся на «ростовскую тысячу» – сильную по тому времени военную организацию городского ополчения.
Разумеется, городское ополчение - это свободные граждане, ростовчане. Причём граждане хорошо экипированы личным оружием, бронёй. Вероятно, эти традиции были общими для славян, основывавших (Великий) Новгород, Псков,
Ростов, Смоленск, Полоцк и другие руские города. Но на помощь городскому ополчению приходило и ополчение из окружающей город (принадлежащей городу) сельской местности, и подчинённых, "младших" городов, что значительно увеличивало
мощь ополчения.
Вероятно, сама структура города напоминала структуру (Великого) Новгорода. Летопись прямо сообщает о существовании в Ростове "концов", как это было в (Великом) Новгороде. В литературе я встретил упоминание о существовании в
Ростове двух концов - "Чудский" и "Сретенский". Известно, что во время крещения Ростова в XI веке в "Чудском конце" города стоял языческий идол.
Как и в (Великом) Новгороде в Ростове действовало городское "вече" и личное поголовное вооружение ростовчан придавало решениям "вече", если можно так сказать, железную аргументацию.
Историк Н.Борисов, на основании косвенных данных, количество церквей в Москве - 18 и количество прихожан в церкви, подсчитал, что в 1343 году население Москвы составляло не более 7-8 тысяч человек.
В начале XIII века в Ростове насчитывалось 15 церквей. Можем ли мы на этом основании преполагать общее количество ростовчан в XIII веке не более 7-8 тыс. человек ? Думаю, что да.
Если принять за основу эту цифру, то в XIII веке только город Ростов мог действительно выставить около тысячи вооружённых мужчин, а ведь в случае необходимости, как я уже заметил выше,
в ополчении принимало участие свободное сельское население городской округи и починённых городов. Внушительная и весьма реальная сила.
Богатство и военная сила городского "вече" давали возможность ограничивать власть удельных князей в X – XIII веках. Но стоить отметить, что вопрос взаимоотношения внутри властного треугольника:
"бояре-вече-князь" в Ростове (и не только в Ростове) - спорная тема в нашей истории. Упоминаемый мною И.Фроянов считал, что в это время "боярство" хотя и играла значительную роль в жизни городской общины, но не было ведущей
политической силой общины.
В этой связи, я думаю, следует отметить одну особенность Ростова. Город стоял на равнине, никаких природных укреплений, дополняющих укрепления, построенные руками человека, здесь не было. Более того, по предположению
исследователей, линия укрепления вокруг города была не очень мощная. Следов башен, насколько я понял, до сих пор не обнаружено. Из той информации, которую я обнаружил, это связано с грунтами, которые без специальной подготовки
просто не выдерживают большого веса.
Мощные каменные стены современного ростовского Кремля не должны вводить вас в заблуждение. Они построены значительно позднее, когда научились строить даже на таких зыбких почвах, как в Ростове, и у заказчиков появились большие
деньги. Очень большие деньги.
Когда мы с вами говорим о домонгольском периоде, всё было иначе. Не было у древних ростовчан таких технологий и таких денег. Напомню, что первые каменные "Золотые ворота" появились во Владимире, конкуренте Ростова, значительно позднее, чем строились первые
крепостные стены Ростова. Но даже Владимир не мог позволить себе строительство каменных стен и башен вокруг города. Первые каменные стены и башни вокруг города на территории (бывшей) Ростово-Суздальской земли появились значительно
позднее, при Дмитрии Донском, в Москве.
Что же касается домонгольского Ростова, то одно дело точечно построить тяжёлую каменную церковь в городе, другое, огромное дорогостоящее укрепление грунта под протяжёнными городскими крепостными стенами и башнями.
Вот почему, как мне кажется, длительное время ростовчане полагались на мощь городского ополчения - "Ростовской тысячи". Пока население Ростово-Суздальской земли не было плотным, пока экономически и демографически не выросли
другие города РСЗ, такая ситуация вполне устраивала Ростов и позволяла ему сохранять свою гегемонию. Однако с общим ростом населения РСЗ, с появлением мощных укреплённий вокруг Суздаля, а особенно
Владимира, с ростом городского населения в них, ситуация изменилась. Ростов стал уязвим для нападавших. Разумеется, сражения "в чистом поле", никто не отменял, но у суздальцев, а затем
и у владимирцев появился "туз в рукаве" - мощная защищённая крепость, в которой они могли отсидеться. Я не думаю, что это была единственная причина победы Владимира в борьбе с Ростовым и его последующей гегемонии на территории отделившейся Владимирской земли,
но решающей при прочих равных условиях она точно была.
Тем не менее, защитные сооружения вокруг города, пусть и примитивные существовали, в этом у меня сомнений нет.
Во-первых, это защита от "праздношатающихся" и просто "плохих" людей, которые всегда были есть и будут. Не говоря уже о нападении организованных отрядов соседей, дальних и ближних.
Во-вторых, любая городская община в социальном плане отделяет себя от окружающего мира некими защитными сооружениями, огораживающими территорию общины. Строительство подобных сооружений всегда является делом общины и
сплачивает живущих внутри городских стен. Это не просто проживание за защитными стенами, это ещё и статус члена общины, общинника.
В-третьих, строительство стен носило и сакральный характер, отделяя общину и живущих внутри горожан от враждебного мира, населённого злобными существами и т.д.
Мы можем попытаться реконструировать оборонительные ограждения домонгольского Ростова, но, как говорил один песонаж из х/ф, "не совсем научными методами".
Древнейших город, город X века, я думаю, имел примитивные ограждения: городской вал, частокол на валу и деревянные ворота. В музее Ростова я не нашёл никаких рисунков и макетов, как могли выглядеть стены города X века,
но мы можем увидеть, как всё это выглядело. Для этого я предлагаю вам посетить современный город Дмитров: Реконструкция древних сооружений города Дмитрова в наши дни.
Город XI-XII веков был укреплён, я думаю, более серьёзно. Это время столкновения ростовчан с Суздалем и Владимиром. Вероятно, что более мощные ограждения, пусть и в минимальных размерах, были поставлены.
Предполагается, что сохранившиеся валы XVII века - это переделанные в XVII веке древние валы. Какая была высота у валов сегодня не известно, но остатки такого вала в городе сохранились, вы их уже видели.
Давайте ещё раз посетим Дмитров, но в этот раз городской музей, где вы увидите макет-реконструкцию древнейшего Дмитрова: Древний Дмитров. Макет.
Как вообще мог выглядеть древний Ростов ? Здесь я предлагаю вам посетить другой город, в то время, между прочим, пригород Ростова - Ярославль. Давайте посмотрим на древний Ярославль и представим,
что Ростов XI-XII веков был похожим, но только бОльшим по размеру: Древний Ярославль. Макет.
В XIII веке вокруг Ростова был вырыт вали и ров. Никаких сообщений о том, были на валу ограждения или не были, я не нашёл, но думаю, что частокол уж точно поставили. Так было одно время в Пскове, когда значительная часть города
была защищена валом и частоколом: Крепостные стены Пскова.
Первым князем действительно княжившим в интересах Ростово-Суздальской земли считают Юрия Долгорукого . Возглавляя ростовское (городское !) ополчение отменный вояка
Юрий Долгорукий даже разгромил новгородцев. Однако в это время начинается борьба за первенство в земле между Суздалем с Ростовым. Вероятно, как отражение перемен в политическом пространстве Ростовской земли, Юрий Долгорукий
построил свою княжескую резиденцию в Кидекше (около Суздаля) , подтвердив возросший статус Суздаля.
Суздаль в это время ведёт борьбу за первенство в земле с Ростовым и перенос резиденции князя в Кидекшу отражал высокий (равный с Ростовым ?) статус Суздаля.
Где была, и была ли в Ростове княжеская резиденция до этого времени не известно. Но если и была, то за пределами городских стен, я думаю. Так было во всех руских городах того времени, вряд ли Ростов выделялся в этом случае.
В 1157 году ростовское вече пригласило к себе на княжение Андрея Боголюбского в надежде, что тот своим присутствием "подтвердит" власть Ростова как главного города земли. Андрей Юрьевич приехал, «легализовал» своё княжение и,
скорее всего по той же причине уехал, но не в почти такой же древний Суздаль, а молодой на то время город Владимир. Здесь мы видим ту же борьбу городов за первенство в Земле, но на этот раз борьбу ведёт Владимир.
Ростовчане после убийства Боголюбского на некоторое время сумели обуздать власть Владимира, но ненадолго. 27 июня 1177 года, Всеволод III Суздальский разбил ростовчан на реке Липице, около Юрьева - Польского и окончательно
утвердил власть Владимира, а Ростов остался без князя.
Только в 1207 году Всеволод посадил на княжение в Ростов своего сына Константина. Вероятно в это время в древнейшей части города была построена Княжеская резиденция.
«Предполагаемое место расположения княжеского двора. Ростов Великий. Яндекс-путешествие по Ростову Великому»
или
«Предполагаемое место расположения княжеского двора. Ростов Великий. ГУГЛ-путешествие по Ростову Великому»
Даже уехав на Владимирское великое княжение Константин не порвал своих связей с Ростовым, продолжая часто посещать его.
В 1218 году в Ростов приезжает сын Константина – Василько. Князь Василько сделал много для Ростова, о чём ростовчане помнят и до сих пор.
В 1238 году Василько со своей дружиной пришел на помощь владимирскому князю, но в битве на реке Сите руские войска потерпели поражение, а Василько погиб в монголо-татарском плену.
Судя по имеющимся у нас сведениям, Ростов был сдан монголо-татарам без боя и вследствие этого пощажен захватчиками.
1200 – 1237 годы считают лучшими, «золотыми» годами Ростова Великого. Это период экономического расцвета Ростова, когда город становится одним из культурных центров Северо-Восточной Руси.
К сожалению, летописи отражают только княжеское участие в культурной жизни Ростова, но нет сомнения, что городская община прилагала значительные усилия в этом направлении. Просто до нас никакой информации не дошло.
Только в музейных экспозициях вы можете встретить материальные предметы быта того времени:
«"Золотые годы Ростова Великого". XIII век»
Значительный подъём уровня культуры в домонгольском Ростове произошёл во время княжения Константина Всеволодовича. Вероятно, осознав, что вернуть первенство в земле Ростов уже не сможет, горожане занялись обустройством
общественной жизни, направив усилия не на войну с Владимиром, а на более понятные и реалистичные цели.
Сам князь Константин Всеволодович тяготел к книгам и был весьма начитанным человеком. Он основал в Ростове богатую библиотеку, которая насчитывала несколько тысяч редких книг и рукописей на славянских и греческих языках.
При Константине в Григорьевском монастыре действовала школа, в которой изучали философию, богословие, греческий и славянские языки, осуществляли перевод на славянский язык греческих рукописей. Даже нашествие татар не прервало
деятельность школы, и мы знаем о её существовании вплоть до XV века.
При епископском дворе существовала иконописная мастерская и хотя до нас дошли единичные экземпляры икон XIII-XIV веков, можно говорить, что лучшими мастерами того времени были заложены основы живописных принципов, которые
впоследствии отличали «Ростовскую школу иконописи» на протяжении всего времени её существования.
Необходимо отметить ещё одно обстоятельство. После взятия и разорения в феврале 1238 года монголо-татарами Суздаля и Владимира и гибелью во время штурма владимирского епископа во Владимире была фактически закрыта епископская кафедра. Волей обстоятельств Ростов вновь стал ведущим городом Ростово-Суздальской земли. Ростовский епископ, как в прежние времена, вновь распространил своё влияние на все Ростово-Суздальские земли, и на длительное время Ростов опять стал центром религиозной и культурной жизни.
К большому сожалению, до нас не дошли архитектурные памятники древнего Ростова, но мы знаем, что в XIII веке город занимал большую территорию, на которой размещались как церкви, так и гражданские постройки.
Одной из причин плохой сохранности древних зданий в Ростове служит почва, на которой строили древний город. Это бывшее дно озера "Неро", высохшее к моменту заселения города, но оставшееся, тем не менее, дном озера.
В те времена строители не имели представления, как бороться с подобными природными явлениями и строительство каменных зданий по известным им технологиям вело к неизбежному их разрушению с течением времени.
В 991 (?) году, т.е. через три года после крещения, в Ростове строится деревянная Церковь Пречистой Богородицы, которая, по словам летописца, была «чрезвычайно красивая». После того как церковь сгорела, в 1161-1162 годах на её месте
строится белокаменный Успенский собор. Так как возводился он теми же мастерами, что строили Успенский собор во Владимире и дворцовый комплекс
в Боголюбово, мы можем приблизительно представить, как выглядел новый собор. По результатам обследования фундамента собора, проведённым Н.Н. Ворониным, выяснилось,
что Успенский собор в Ростове был больше чем Успенский собор во Владимире. Это наглядное свидетельство борьбы Ростова за первенство. Простоял этот собор всего 42 года.
В 1213-1231 годах, на месте рухнувшего собора построили новый собор, простоявший вплоть до 1408 года, пока он не рухнул во время пожара.
Успенский собор, который мы сегодня видим, был построен в XVI веке. В строительстве собора использовали в том числе и белокаменные блоки от предыдущего собора.
Южнее собора находилась резиденция епископа, а так же Григорьевский и Иоаннопредтеченские монастыри с пристройками.
На фото справа: владения ростовского митрополита.
Средневековый церковный Ростов Великий.
июль 2012 г.
Известно, что Константин Всеволодович заложил на своём дворе каменную церковь, вероятно, аналогичную Дмитриевскому собору во Владимире.
На главной дороге с востока, со стороны Ярославля, в XI веке основали защищавший город Авраамиев монастырь. Позже, в XIII веке, на главной дороге с запада, со стороны Переславля-Залесского и Москвы основали Спасский монастырь, защищавший город с запада. Со временем монастыри обросли
подмонастырскими слободами.
В этом же XIII веке в городе основали Космодемьянский монастырь.
К большому сожалению, подчеркнём ещё раз, все сохранившиеся до наших дней в Ростове церкви, монастыри, "Кремль", (тем более) светские постройки, были построены значительно позднее и от домонгольского периода практически
ничего не сохранилось.
Тот комплекс средневековых зданий, что сегодня вы видите в Ростове Великом, строго говоря даже не "Кремль" в подлинном его значении. Это сохранившаяся (частично восстановленная) резиденция средневекового ростовского епископа.
Во времена строительства дошедших до нас зданий ростовского "Кремля", Ростов представлял из себя центр огромной ростовской епархии. Вот и построили на средства прихожан ростовской епархии великолепную резиденцию ростовского
епископа, окружив мощными крепостными стенами: церкви, епископские палаты, стены, башни и т.д.
Историю великого древнеруского города в 1240-1500-х годах вы можете найти на страницах моего второго интернет-сайта в главе, которая так и называется:
«РОСТОВ ВЕЛИКИЙ»
До недавнего времени тема руских городов-государств была мало известна и почти недоступна рядовому читателю. Сегодня вы можете ознакомится с работой, посвящённой истории
возникновения древнеруских городов-государств.
«Фроянов И.Я.Дворниченко А.Ю. "Города-государства Древней Руси"»
Замечательный материал о жизни Ростова и Ростовской земли вы можете найти на сайте ростовского музея
«Ростовский Кремль. Государственный музей заповедник. Материалы научных конференций (тексты статей в расширении pdf)»
Или здесь:
«Ростовский Кремль. Государственный музей заповедник. Материалы научных конференций (тексты статей)»
Вот несколько статей об истории Ростова, выложенных в обычном текстовом редакторе (txt), которые я нашёл в материалах научных конференций:
«Е.В. Плешанов. "К вопросу о происхождении города Ростова"»
«А.Л. Каретников. "Ростов – название славянского поселения X в."»
«Д.О. Митин. Вооружение летописной мери (опыт реконструкции)"»
|