ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом

Н

едалеко от Успенского собора , в историческом центре Владимира, находится Дмитриевский собор, построенный, предположительно, в 1194 – 1197 годах.

Дмитриевский собор, или Собор Дмитрия Солунского - дворцовый храм Великого князя Владимирского Всеволода III Суздальского (Большое Гнездо) , наречённого в крещении Дмитрием.
Храм посвящён патрону Всеволода III - Дмитрию Солунскому.
Первоначально в храм можно было войти не ступая на грешную землю, прямо из княжеского дворца. Но до наших дней ни княжеские хоромы, ни галереи не сохранились.
По сообщениям периодической печати, осенью 2004 г. археологи нашли остатки княжеского дворца.
Уступая по размерам Успенскому собору, он был построен по примеру обычных четырёхстолпных одноглавых храмов.

Можно совершить визуальную пешеходную прогулку вокруг собора.
«Яндекс. Прогулка вокруг Дмитриевского собора».

Смотрите так же фотографии:
фото № 1;
фото № 2;
фото № 3;
фото № 4.

О внутреннем убранстве храма в XII – XIII веках в настоящее время трудно сказать что-то достоверное. Во внутреннем украшении собора обильно использовался белый резной и плоский камень.
В январе 2008 года фотографировать внутри собора не разрешалось. Судя по практическому отсутствию в интернете фотографий интерьера, фотографировать запрещают и сегодня.
Вот несколько фотографий интерьера, которые я нашёл в интернете:
фото № 1;
фото № 2;
фото № 3.

По оставшимся немногочисленным фрескам «Страшный суд», «Рай», «Шествие праведных в Рай» предполагают, что здесь работали греческие и руские мастера.
Вот несколько фотографий фресок, которые я нашёл в интернете:
фото № 1;
фото № 2;
фото № 3;

В отличие от Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, схожего по своим размерам с Дмитриевским собором, мы видим, что Дмитриевский собор выделяется чрезвычайно богатой отделкой.
Красивые, стройные пилястры делят стены собора на три широкие части, завершающиеся полукружием закомар. Узкие и высокие окна с уступчато обработанными амбразурами хорошо гармонируют с пилястрами и закомарами.

По горизонтали собор делится на три яруса:
Нижний ярус, почти лишённый украшений, в западной части прорезан богато обработанным порталом. Цепочка арок портала создаёт впечатление глубины и объёмности.
Средний ярус представляет декорированный поясок из колонок - «аркатурный пояс». Между колонками богатая каменная резьба.

Верхний ярус между пилястрами, закомарками с оконными проёмами так же заполнен резными каменными украшениями. Каменная резьба уходит вверх и её видно даже на барабане главы.

Резчики по камню проявили художественное мастерство. Композиция аркатурного пояса подчёркивается гладкой поверхностью нижней части храма. Колонки словно нависают над стеной, создавая впечатление изящества и лёгкости каменного узора. Фигуры святых и камни со стилизованным растительным и животным орнаментом, поставленные между колоннами дополняют впечатление узорчатости аркатурного пояса. Исключение составляет восточный фасад, где они заменены орнаментальным рельефом.
В центральных закомарах фасадов, над окном, трижды помещены вырезанные из камня фигурки библейского царя Давида. Вокруг и ниже, по всему свободному пространству верхнего яруса, расположена чётко продуманная композиция из рядов растительного и животного орнамента. Этот орнамент не связан с религиозными сюжетами и, видимо, в значительной мере отражал вкусы знати, являясь по существу светским. Изображения зверей, птиц, растений, фантастических чудовищ, заполнявшие в те времена книжные иллюстрации, оказывали влияние и на прикладное искусство.

В скульптурной резьбе Дмитриевского собора нашли отражение отвлечённые сюжеты, библейские предания, реальные события и люди. В одной из закомар мастера изобразили Всеволода III Суздальского в окружении сыновей. Среди фигурок святых видны канонические изображения Бориса и Глеба. На закомаре помещена сценка из повести «Александрия» - вознесение Александра Македонского. Он изображён сидящим в корзине, которую несут фантастические грифоны. Эта сцена должна была прославлять княжескую власть.
В манере резьбы по камню мастера Ростово-Суздальской земли делились на два направления. Первое направление копирует технику резьбы по дереву и стремится дать плоский рельеф орнаментального характера, а второе больше учитывает пластические возможности камня.
В резьбе Дмитриевского собора мы видим в основном первое направление. Этим объясняется значительная узорчатость каменного декора.

Следует помнить, что подавляющая часть видимых сегодня резных украшений - новодел. Современные копии, по уверению специалистов, практически полностью повторяют древние узоры, так что вы можете любоваться собором так же, как это делали наши далёкие предки.
Только в некоторых частях собора сохранилась подлинная, древняя резьба, которую вам покажут работники музея.
Всё это не мешает нам оценить красоту декоративных украшений храма.
Смотрите:
фото № 1;
фото № 2;
фото № 3.

Насколько я понимаю, после значительных разрушений февраля 1238 года и гибели Владимирского великого князя вместе со всеми своими сыновьями, основные средства, немногочисленные ресурсы, направлялись на обновление и поддержание кафедрального Успенского собора, главного собора Владимирской земли.
В условиях жёстких рамок ордынского ига и скудности общих ресурсов Владимирской земли, содержание дорогостоящего каменного здания угасшей великокняжеской династии превратилось в тягостную обузу.
Не могу утверждать точно, но лично уверен, судьба Дмитровского собора вряд ли волновала тверских, московских, суздальских и т.д. князей, которые находились на Владимирском великом княжении "по совместительству".
После фактического переноса столицы из Владимира в Москву, вопрос о содержании дорогостоящей церкви стал ещё менее актуальным.
Да и многочисленный резные украшения, с ярко выраженным языческим оттенком, вряд ли вдохновляли РПЦ.
Вероятно, церковь поддерживали, оберегая от разрушения, но не более того.

назад в начало страницы вперед