ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом


В

большинстве руских летописей первое упоминание о Владимире приходится на 990 (или 992) год. Ранее город называли Владимир на Клязьме (а так же Владимир Суздальский или Владимир «Залесский»).
По другим источникам, основателем Владимира называют Владимира Мономаха, посетившего Ростово-Суздальские земли в 1108 году.
Историки высказывают сомнение в столь древней дате – 990 (992) год и считают реальной датой основания - 1108 год. Увеличение возраста Владимира связывают с Андреем Юрьевичем (Боголюбским), когда Владимир боролся за первенство в Ростово-Суздальской земле. Он, таким образом, пытался придать авторитет, «солидность» новой столице.

«Яндекс. Владимир с высоты птичьего полёта».

Нельзя сказать, что до славян в этих местах никого не было. Первые следы пребывания человека на Владимирской земле датируются каменным веком. Между Владимиром и Боголюбово найдена стоянка людей каменного века – «Сунгирь», возраст которой около 25 тысяч лет. В московским Государственном Историческом музее вы можете увидеть макет одного из фрагментов раскопок: захоронение мальчика и девочки со стоянки "Сунгирь". На пояснительной табличке написано о том, что экспонат музея имеет общемировое значение и, надо так понимать, Исторический музей этим гордится.
Непосредственно до славянской колонизации здесь проживало финно-угорское племя «меря».
Однако в те времена Владимир и его окрестности представляли из себя глухие леса, с небольшим количеством местного населения, проживавшим вдоль реки.

Появление города в этом месте связано с двумя важными факторами.
Во-первых, город расположен около реки Клязьма, являвшейся в то время важной транспортной артерией, связывавшей Владимир с Волгой.
К Мурому от Владимира уходила древняя сухопутная дорога.
Во-вторых, город являлся оборонительным фортпостом на границе формирующейся Ростовской и Черниговской земель. Маленькая крепость - Владимир должна была защищать Ростовские владения в спорах с черниговцами.
Вот почему для устройства города выбрали защищённое природой место: первоначально весь город располагался на вершине узкого горного хребта между реками Клязьма и Лыбедь (Лебедь). В настоящее время река Лебедь упрятана в трубы и почти не выходит на поверхность.







На фото слева: Успенский Собор.














Все, кто хоть сколько-нибудь знаком с историей Киева, должны сразу вспомнить слово "Лыбедь". Нет сомнений, что "отцы-основатели" города Владимир перенесли сюда знакомое им с детства название реки.
Этот хребет представлял из себя отличную природную крепость. Построенные на вершине холма мощные крепостные стены завершали оборонительный комплекс.

Долгое время Владимир так и оставался небольшим городом, ничем не выделявшимся на фоне других городов Ростово-Суздальской земли. Возвышение Владимира приходится на 1170 годы. О том, как происходило политическое возвышение Владимира, и какие последствия это имело для всей Ростово-Суздальской земли, вы можете прочитать здесь:
«Фроянов И.Я.Дворниченко А.Ю. "Возникновение и развитие городов-государств в северо-восточной Руси XI — начала XIII в."»
По этой теории, которую я разделяю, возвышение Владимира было связано с экономическим ростом города и возросшей силой городской общины. В ожесточённой борьбе с Ростовом и Суздалем городская община Владимира добилась первенства в Земле.
Одной из важных, может быть решающей причиной победы Владимира в борьбе с Ростовым, при прочих равных обстоятельствах, послужили мощные рукотворные городские укрепления, дополненные природными укреплениями. Защищённость Владимира в сравнении с Ростовым стала, я думаю, важнейшим фактором победы Владимира и его гегемонии над окружающей его территорией.

Масштабное строительство города в далёких лесных краях могло быть проведено не только при наличии воли горожан, князя и щедрого финансирования. Критически важным было и наличие большого числа квалифицированных кадров. Однако "ничего не появляется из ничего". Где было взять в лесной глуши Суздальщины единовременно большое количество подготовленных специалистов ? Дело тут не только в размере оплаты труда, который мог предложить щедрый, богатый князь и городская община, а в банальном физическом существовании большого количества квалифицированной рабочей силы в данном месте в данный момент. Нет сомнений, что квалифицированные кадры пришли из того места, где такие кадры были - из Южной Руси, раздираемой междоусобными войнами между рускими землями и набегами половцев: из Киева, из Переяславля Руского, из Чернигова, возможно и из других маленьких южноруских городков. В далёких окраиных районах (украинах) Киевской Руси их ждала не просто работа, но и спокойствие и перспективы продолжать жизнь без постоянной угрозы военных нашествий.

С 1158 по 1165 годы во Владимире происходят огромные изменения. Вокруг расширившегося города насыпают огромные земляные валы с дубовыми защитными стенами на них.
Владимир Залесский. Схема., а так же Владимир Залесский. Макет.
Кроме того, небольшая информация по городу есть здесь:
«В.П. Глазов. Микротопография Владимира на Клязьме XII—ХIII вв.»

Возможно, по планам горожан статус Владимир должен был стать выше статуса Киева, «матери русских городов», но можно предполагать, что спор в данном случае шёл не с далёким Киевом, а соседним Ростовом. По этой причине за образец главных ворот Владимира взяли киевские «Золотые ворота» (за образец киевских «Золотых ворот» в своё время взяли Константинопольские «Золотые ворота»). В мышлении средневекового человека, по мнению историков, такое подражание имело два смысла: преемственность и альтернатива.
Владимирские Золотые ворота построили в 1158-1164 годах, в их верхней части располагалась церковь Положения риз Богородицы. Расположены Золотые ворота на въезде во Владимир со стороны современной Москвы.
Были во Владимире «Серебряные ворота». После прохода через «Серебряные ворота» дорога раздваивалась. Одна из них шла в сторону Суздаля, а другая в сторону Боголюбова и далее в Нижний Новгород. Когда тело Боголюбского везли для захоронения во Владимир, жители города, согласно Лаврентьевской летописи встретили траурный кортеж у «Серебряных ворот» «со честью съ плачемь великымь».
Существовали «Медные ворота», а так же «Волжские ворота», через которые дорога вела к реке Клязьма, а затем к Мурому.

В 1158 – 1161 годах во Владимире строится знаменитый собор Успения Божьей Матери - Успенский собор. Городская община, утверждая свой статус, стремилась к тому, чтобы Владимир стал епархией, независимой от Киевской метрополии. Вероятно по этой причине Успенский собор возвели на девять метров выше киевской Софии (но меньше чем в Ростове Великом). Планы владимирцев потерпели неудачу. Слишком большие политические и экономические интересы Руской православной церкви и стоящей за ней Византии затрагивали действия городской общины. Лишь на очень короткий период в связи с запустением Киева, и татарским насилием в 1300 году митрополичью кафедру перенесли во Владимир, затем в 1330 годах, кафедра была навсегда перенесена в Москву.
Сам же Владимирский Успенский собор послужил образцом для строительства в Москве главного храма Московского княжества - Успенского собора в Московском Кремле

Позднее, рядом с Успенским собором был построен Дмитриевский собор, сохранившийся до наших дней.

Свои княжеские хоромы Боголюбский построил на высоком холме, напротив Успенского Собора, т.е. за пределами городской цитадели.







На фото справа: Вид на Владимир со стороны Успенского собора.














1185 год. По сообщению Тверской летописи 13 апреля сгорел весь город, в том числе Владимирский Успенский собор, а всего сгорело 32 церкви. А это очень большое количество для того времени. Если считать по методике Н.С.Борисова для Москвы 1343 года: 1 церковь - 35/40 дворов, а в одном дворе до 10 человек, то общее количество дворов больше тысячи (1100-1280), а население Владимира могло составить около 11-13 тысяч человек. Огромное число для того времени.
1193 год. По сообщению Тверской летописи 23 июня в полночь загорелся Владимир и за ночь сгорело около половины города и 14 церквей, а княжеский двор спасли. Это сообщение прямо говорит нам о том, что княжеский двор находится в городе. А общее количество церквей в городе около 30. В этом же году Всеволод заложил детинец во Владимире. Вероятно, на месте сгоревшего.
1199 год. По сообщению Тверской летописи, 21 июня в субботу вечером загорелся Владимир. Сгорело почти половина города и 16 церквей. Если грубо прибавить такую же уцелевшую половину, то получается, что в городе было около 30 церквей.
Для нас важен факт стабильности цифр на протяжении почти 15 лет, что говорит об устойчивости городской общины на рубеже 1200 года.

Став главным городом Земли, Владимир неизбежно вступал в борьбу с Ростовом Великим и Суздалем. И это было не просто экономическое противостояние городских общин, но в борьбе с Ростовом и противостояние церковно-политических центров.
В этой борьбе важное значение имели не только бойцовские качества отдельных людей, но и общее количество боеспособных мужчин, которые может выставить городская община.
Во втором сайте я посвятил отдельную главу городской общине Новгорода:
«ОБЩИНА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА»
Как я понимаю, владимирская община напоминала по своей структуре раннюю новгородскую общину. Исходя из моих представлений, "в обычном" случае городская община Владимира могла выставить на поле боя не более 300-400 мужчин, профессионально владеющих оружием. Иначе говоря, людьми, для которых владение оружием было частью их "образа жизни". В чрезвычайных обстоятельствах проводилась мобилизация всех дееспособных мужчин, но следует помнить, что боевые качества городского ополчения при такой мобилизации были низкими - в состав ополчения включались люди мирных профессий: пахари, плотники, столяры и т.д. Нам даже известны случаи такой чрезвычайной мобилизации: 1216 год и 1237/1238 годы.
После поражения в битве на Липице 21 апреля 1216 года Юрий Всеволодович примчался во Владимир. Как сообщают летописи, на попытки князя организовать защиту города ему прямо ответили, что в городе не осталось боеспособных мужчин: [Тверская летопись] "БЂ вышли вси Володимерци на бой, до купца и до пашенного человЂка, а толико осташася церковнiи людiу, игумени сЂ черньци, и попы и дiаконы, и кто церкви служитъ, и слЂпiи и хромiи". [Добавлю, что в Новгороде и Пскове до конца XV века священнослужители ходили в военные походы наравне со всеми горожанами]
Вторая чрезвычайная мобилизация произошла зимой 1237/1238 года. Неудачные военные действия против Орды привели к разгрому городской общины, её почти полному физическому уничтожению и последовавшему "перформатированию" общеполитического пространства на территории Ростово-Суздальской и Рязанской земель, но эта тема моего второго сайта.

Во Владимире мы наблюдаем любопытное явление, связанное с общим статусом князей-Рюриковичей. По древней традиции, руские князья всегда строили свои резиденции вне городов: Кидекша, Боголюбово, Берестово и т.д. Традиция строить резиденции вне пределов города имела вполне понятное объяснение: безопасность князя и его двора от городского вече, горожан. Андрей Боголюбский построил свою главную резиденцию неподалёку от Владимира ( Боголюбово ), а вторую во Владимире, но не в Детинце, а на окраине города. Зато полновластный "автократор" Всеволод "Большое гнездо" строит свою резиденцию в центре Владимира. Похоже, он уже не боится горожан, хотя резиденцию от горожан отгородил надёжными стенами.

Не вдаваясь в подробности дальнейшей политической борьбы, отметим, что после смерти Андрея Боголюбского Ростов сумел вернуть себе статус первого города земли, но не надолго. Владимир быстро вернул себе утраченные позиции. Ростовский епископат был разделён на собственно ростовский, с Ярославлем и Преславлем-Залесским, и Владимирский епископат с Суздалем и Юрьевом – Польским.
Необходимо добавить, что владимирские князья приложили много усилий, чтобы превратить город в один из культурных и интеллектуальных центров Руси. Известно, что великий князь Константин Всеволодович завещал в 1218 году свой дом и часть доходов от имений школе, в которой обучались греческому языку.

И ещё один сложный вопрос связан с титулатурой "Великий". Владимирский князь Всеволод Юрьевич "Большое гнездо" объявил себя "Великим князем Владимирским". Возникает вопрос, что именно отражала титулатура "Великий" - статус князя в системе общерусского клана Рюриковичей - как противопоставление Великим князьям Киевским ? Ростовский князь не объявлял себя "Великим", даже после распада Ростово-Суздальской земли на два фактически независимых государства. И распространялся ли этот титул на собственно город ? В летописях титулатура "Великий" "привязывается" только к князьям, но не городу/городам. Я придерживаюсь гипотезы о ведущей роли городской общины в политической системе власти того времени и вопрос для меня остаётся не понятным.

После распада Ростово-Суздальской земли, Ростово-Суздальская земля в начале XIII в. , Владимир стал главных городом одной из её частей. В это время мы наблюдаем дальнейший распад уже владимирской части РСЗ, но нашествие монголо-татар внесло свои поправки в этот процесс.

Во время нашествия монголо-татар, Владимир разделил печальную участь многих руских городов не согласившихся сдаться захватчикам. Ростово-Суздальская земля зимой 1238 года
Следует напомнить, что большое количество владимирцев погибло в сражении около Коломны, в январе 1238 года, так что защищать город было практически некому. Владимирский великий князь покинул город со своей дружиной - уехал собирать новые силы, оставив в городе своих сыновей с их немногочисленными дружинниками.
3 февраля 1238 года татары окружили Владимир. В субботу 7 февраля начался общий штурм, а 8 февраля нападавшие с разных сторон ворвались в город. Княжеские семьи вместе с епископом Митрофаном, боярами и простыми людьми заперлись в храме Богородицы, где в ожидании смерти приняли монашеский постриг. Все они погибли в огне, зажженной татарами церкви.
Князья и последние защитники погибли защищая центральную часть города, в которой сохранились остатки старых оборонительных сооружений.
Население города было частично перебито, выжившие уведены в Орду. Имущество горожан, князей, церквей и монастырей разграблено, а оборонительные сооружения вокруг города уничтожены.

После тяжёлых потерь город никогда не возродился в своём прежнем, домонгольском величии. Разрушение города, уничтожение горожан навсегда подорвало экономическую и военную мощь Владимира.
Несмотря на причинённые татарами разрушения, исходя из своих соображений, ордынцы оставили Владимир административным центром до 1328 года, но это был уже другой Владимир.

Много информации о древнем Владимире Вы можете найти на сайте "Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника" по адресу:
«Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник»

назад в начало страницы вперед