ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом

Н

а территории Суздальского Кремля находится частично сохранившийся памятник Ростово-Суздальской (или Владимиро-Суздальской) архитектуры – белокаменный Рождественский собор.
Это, предположительно, третий каменный собор, построенный на месте, вероятно, двух соборов, стоящих на этом месте.
Собор построен в 1222 – 1225 годах и стоит на фундаменте, предположительно, двух более древних храмов.

Cмотрите современный Рождественский собор:
фото №№ 1-6;
фото № 1- № 2;
фото № 1.

Во время нашего посещения Суздаля внутри собора шли большие реставрационные работы, так что фотографий собора внутри у меня нет. Не было смысла их делать.


Можно совершить визуальное путешествие вокруг собора с помощью современных технологий:
«Рождественский собор. Современный вид. Яндекс-путешествие по Суздалю».

Владимир Мономах построил первую каменную церковь Успения Богородицы в начале 1100-х годов. Но была она не епископская и не княжеская, а городская.
Церковь построили по канонам Южной Руси. Строительный материал - кирпич-плинфа.
Кирпич-плинфа из здания собора с княжеским клеймом.
Существуют реконструкции первоначального здания собора. Например:
Реконструкция первого Успенского собора по А.Заграевскому.

По версии Г. К. Вагнера в 1148 г. собор был разобран, после чего возведен заново, но не из плинфы, а из бутового камня.
Г.К.Вагнер. Рисунок реконструкция собора 1148 г..
Н. Н. Воронин, а в наши дни С. В. Заграевский отрицают существование собора 1148 года
В литературе я встречал информацию, что обветшалую церковь перестроил Юрий Долгорукий.

Известно точно, что в 1222 году на месте рухнувшей церкви новый собор начал строить – Георгий Всеволодович.
В том же, 1222 году, её освятили, но уже во имя Рождества Богородицы.
Новый собор был построен достаточно необычным способом: из кирпича старой, рухнувшей церкви и нового кирпича (плинфы), облицованного сверху белокаменными плитами.

Как и все Владимиро-Суздальские церкви, собор в Суздале был богато декорирован резьбой, но от богатого узорочья остались лишь отдельные рельефы нижнего яруса –
женские маски, аркатурно-колончатый пояс, фото №№ 1 - 5,
а так же
львы и резьба порталов, фото №№ 1 - 13.

Даже сегодня, сохранившиеся и реставрированные порталы, вызывают восхищение.
А когда-то, все порталы были красиво раскрашены, фото №№ 1 - 4.

Особенностью собора были просторные хоры у западной стены. Они предназначались для горожан, на средства которых был построен собор. До наших дней сохранилась только нижняя часть собора, ограниченная
аркатурным поясом фото №1 - № 2.
Выше аркатурного пояса постройка XVI века, что достаточно хорошо видно по каменной кладке стен.

До наших дней чудом сохранились древние двустворчатые двери "ЗЛАТЫЕ ВРАТА", сделанные в XII веке.
В своё время, владимирский князь затратил значительные средства, чтобы выкупить «златые врата» у татар.

назад в начало страницы вперед