ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом


П



римерно в двух километрах от Боголюбова, на месте слияния рек Клязьма и (большая) Нерль, Андрей Юрьевич (Боголюбский) приказал построить храм, получивший название "Храм Покрова на Нерли".

Смотрите так же: фото № 1 и фото № 2 и фото № 3 и фото № 4 и фото № 5.

Построили храм в 1165 году в честь победы, одержанной в походе против Волжской Булгарии, а так же в память о погибшем в походе сыне Боголюбского – Изъяславле Андреевиче.
Храм Покрова на Нерли, пожалуй, один из самых красивых дошедших до нас древнеруских архитектурных памятников. Строители храма столкнулись с тем обстоятельством, что Андрей Боголюбский указал им точное место, в котором должен стоять храм. А так как каждый год месторасположение храма заливают разлившиеся воды Нерли и Клязьмы, строители решили сложную техническую задачу. Создали искусственный холм, высотой около 6 метров, на котором и расположился храмовый комплекс. По словам старосты храма, за 839 лет разлившиеся воды ни разу не залили сам храм. Считается, что земля вокруг храма была облицована каменными плитами. Предполагается, что здесь же была пристань для проходящих судов. После смерти Боголюбского при храме обосновался монастырь, сначала женский, а затем мужской.

На фото справа: храмовый комплекс в начале XX века. Фото из книги "Владимир в старой открытке".

На фото слева: Храм Покрова на Нерли времён Андрея Боголюбского. Вид с Юга. Реконструкция Н.Н.Воронина
Фото из книги Н.Н.Воронина "Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли".


В 1850-е годы возле храма построили колокольню, а в 1884 году Трёхсвятительную церковку и весь комплекс обнесли каменной оградой. Однако в 1937 году и позже все поздние пристройки разобрали.
Храм построен в классическом четырёхстопном варианте. При этом строители сумели придать храму исключительную лёгкость, стройность, устремление вверх. Строгие пилястры, небольшой аркатурно-колончатый пояс, затем рельефные изображения библейского царя Давида на центральных закомарах, затем фигуры птиц, львов, грифонов, лица людей, и необычная игра светотени на поверхности стен, создают впечатление сказочной красоты. Стоит особенно отметить, что строители храма сумели не просто найти совершенные пропорции храма, но и органически вписали его в окружающий пейзаж. Располагаясь на холме вокруг озера, образовывающегося каждую весну на месте старого русла реки Клязьма, храм словно вырастает из земли, отражаясь в водной глади.

назад в начало страницы вперед