ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом

Э

та глава была написана достаточно давно. Я постоянно перерабатывал материал, дополнял и расширял доступный мне объём информации. Но для меня всегда было проблемой написать цельную главу Новгородской земли во временных рамках этого сайта, то есть, без разбиения на два периода - до 1237 года и после него. Это связано с тем простым обстоятельством, что ордынское иго не повлияло на историю новгородского общества, новгородского государства.
Историю Новгородской земли можно разделить на две части: история собственно города Новгорода и история остальной части Новгородской земли. Как это сделать, имея ввиду ограниченные рамки моего сайта, я пока не придумал. Но понять историю всей Новгородской земли без истории города Новгорода невозможно. Вот почему значительную часть времени я потратил на написание главы, посвящённой истории города или города-государства Новгород.
В своём втором сайте, формально посвящённом периоду руской истории после 1237 года, я написал отдельную главу, посвящённую городу Новгороду, городу-государству Новгород или Великий Новгород с момента его появления на исторической арене и до падения независимости Новгорода в конце 1400-х годов.
«ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД»

Эту главу я оставлю так, как написал её когда-то давно.

Древнее ядро Новгородской земли (карта Новгородской земли) – территория между Ильменем и Чудским озером, а так же по берегам рек Волхов, Ловать Великая, Молога и Мста. В результате колонизации проходившей в XI - XIII веках Великий Новгород расширил свои территории и стал крупнейшей древнеруской землёй (см. карту). Этническая основа новгородцев (горожан) славянское племя – Словене или ильменские словене, славяне - Кривичи и чудское племя - Нерева, Норома, Морова.
Кроме того, на территории новгородской земли в широком смысле проживали племена финно-угорского и балтского происхождения.

Опираясь на лингвистические исследования огромного корпуса берестяных грамот, проведённого А.А.Зализняком, на работы археологов и этнографов, В.Л.Янин говорит о заметных отличиях славян: кривичей и ильменских словен от южно-русской групы славян, живших в Поднепровье.
Получается, что северо-западная группа славян (кривичи и словене) пришла на эти земли из Южной Прибалтики, привнеся свои особые традиции, и тогда, по мнению В.Л.Янина, становятся вполне понятны различия между двумя формами средневековой государственности: в Южной Руси княжения, которым свойственна автократическая форма власти, режим монархии. В.Новгороде и Пскове получил развитие вечевой строй, в системе которого князь занимал подчинённое положение по отношению к власти бояр, т.е. родоплеменной аристократии.
Однако существует и другая точка зрения, согласно которой Галицкое и Волынские города-государства ничем не отличались от Новгородского города-государства. Кроме того, первая волна славянской эмиграции на территории Ростово-Суздальской земли - это славяне кривичи, ильменские словене и славяне вятичи, ныне относимые к группе западных славян. Получается, что подобные традиции должны были победить и в Ростово-Суздальских землях. Но не победили.



На фото слева: Георгиевский собор Юрьевского монастыря (под Новгородом) - 1119 г.



Особенностью новгородской земли мы можем считать небольшое количество городов, в сравнении с другими древнерускими землями.
Древнейший город Новгородской земли, называемый иногда "первой столицей Руси" - Ладога. Но Ладога проиграла борьбу за первенство и стала впоследствии новгородским "пригородом".
Другие древние города так же проиграли борьбу за первенство, став «пригородами» Новгорода: Псков, а так же (Старый) Изборск. «(Новый) Изборск» ,
Впоследствии (за временными пределами этого сайта) Псков получил независимость, став центром новой Псковской земли, но эту историю мы рассмотрим в следующем сайте.
Крупными городами собственно новгородской земли были Луки (сегодня Великие Луки), Руса (сегодня Старая Руса), Торжок, Бежичи, Волок Ламской - Волоколамск. Но это не просто "пригороды"- города, а скорее военные опорные пункты и торговые фактории новгородцев. Вся политическая жизнь происходила исключительно в Великом Новгороде. Здесь концентрировалась политическая и экономическая власть, здесь принимались все решения, обязательные к исполнению в "пригородах".

В конце XII - начале XIII веков (по мнению И.Фроянова) Торжок попытался получить независимость, но попытка не увенчалась успехом. Борьбу Торжка за независимость от Новгорода использовали в своих целях владимиро-суздальские общины. Знаменитая Липецкая битва 21 апреля 1216 года года являлась пиком, вершиной политической борьбы новгородцев и владимирцев.
Судя по участникам битвы, она отражала борьбу разных политических сил, как внутри самой Ростово-Суздальской земли, так и борьбу Суздальской и Новгородской земли, но нам в данном случае важно отметить следующий факт: одним из победителей в битве были новгородцы. Этой победой новгородцы отстояли независимость.
Во время осады Торжка монголо-татарами, новгородцы не пришли на помощь своему пригороду. В свете борьбы Торжка за независимомть от Новгорода, такое поведение новгородцев имеет вполне понятное и практическое объяснение.

Ближайшие к Новгороду земли делились на «пятины»: Водскую, Обонежскую, Бежецкую, Деревскую, Шелонскую. Новгородские пятины по К.А.Неволину
Остальные земли, расположенные за «пятинами», были, по сути, колониями Новгорода: Заволочье, Поморье, Пермь, Печора, Югра.
В числе племён - данников были: ижора, водь, карела, емь (финны), печера, югра. Отношения новгородцев со своими данниками были достаточно сложными, но соответствовали нормам поведения того времени "кто сильнее, тот и прав. В литературе даже встречается термин: "средневековая колониальная республика".
Сбор новгородцами дани на территории своих колоний, если говорить современными словами, был, скорее, выбиванием дани из покорённых племён. Организация подобных экспедиций являлось делом всей новгородской общины. Судя по соообщениям летописей, в экспедицию по сбору (выбиванию) дани каждый городской конец выделял определённое (равное) количество людей. Исход экспедиций был непредсказуем, соответственно, жизнь и здоровье участникам подобных экспедиций никто не гарантировал.
Вот сообщение новгородского летиписца об одном из таких походов:
1193— «Въ то же лЂто идоша из Новагорода въ Югру ратью съ воеводою Ядреемь; и придоша въ Югру и възяша городъ, и придоша къ другому граду, и затворишася [югра] въ градЂ, и стояша [новгородцы] подъ городомь 5 недЂль [Однако югровцы хитростью перебили почти всех новгородцев] И не бяше вести чересъ всю зиму въ НовегородЂ на не, ни на живы, ни на мьртвы; и печяловахуся въ НовегородЂ князь и владыка и вьсь Новгородъ»;
1194— «И тъгда придоша избытъкъ живыхъ [оставшиеся в живых] изъ Югры. И убиша [вероятно, заподозрив в предательстве] Сбышку Волосовиця и Негочевиця Завида и Моислава Поповиця сами путьники, а друзии кунами ся откупиша; творяхуть бо я съвЂтъ дьржаще на свою братью, а то богови судити»;

Тем не менее, если смотреть на историю Новгорода, в общем и целом длительное время сбор дани был для новгородцев делом выгодным. Кроме прямой материальной выгоды подобные экспедиции давали работу лишнему молодому населению города. Понятно, что в рискованные экспедиции в первую очередь шли энергичные (пассионарные, или просто буйные) молодые мужчины, что значительно облегчала жизнь общины в целом. Кроме того, навыки военных действий, приобретённые в подобных походах, всегда могли найти примение в регулярных столкновениях новгородцев со своими ближайшими соседями.

Историю Новгородской земли нельзя рассматривать отдельно от общего механизма новгородской государственности. Вот почему я составил отдельную главу:
«НОВГОРОДСКОЕ ГОСУДАРСТВО»

В эту главу входят отдельные маленькие главы:
«Соотношение административных единиц новгородского государства» .

Княжение Рюриковичей в Новгородской земле. Схема.

«НОВГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) СИСТЕМА ВЛАСТИ: князья на новгородском княжении, посадники, тысяцкие, архиепископы. (Хронологическая таблица)»


ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА НОВГОРОДА

В отдельной главе я рассмотрю историю новгородской городской общины. Вот схема из этой главы:
Эволюция общин городов-государств Рим - Афины - Новгород".

Небольшая информация по истории новгородского государства есть в этой главе. Строго говоря, глава посвящена непосредственно городу Новгороду, но в ней вы найдёте ссылки на доступные в интернете летописи по истории всей Новгородской земли.
Хроника города Новгорода

В XII веке Великий Новгород один из самых крупных городов не только Руси, но и Европы. Великий Новгород контролировал участки сразу двух развитых международных торговых путей :
Первый - Волжско-Балтийский: из Балтики (Северная Европа) по Волге в Каспийское море, т.е. страны Средней Азии и Дальнего Востока.
Второй - Днепровско-Балтийский: Из Балтийского моря (Северная Европа) затем по Днепру в Чёрное море – а это Византия, величайшая империя средневековья.
Однако в современной исторической науке считается, что нельзя преувеличивать доходы Новгорода от международной транзитной торговли.

Новгородские купцы, "купцы" - "гости" в руских летописях, были наиболее известны своей активностью среди всех руских земель. Они стремились проникнуть в каждый руский город и, естественно, активно торговали с заграницей. Торговля и связанные с этой профессией риски накладывали особый отпечаток на характер новгородцев, известных своей «буйностью», энергичным, решительным характером.
В Новгороде было высокоразвитое и глубоко специализированное ремесло. В.Л.Янин считает, что центрами ремесла, своеобразными замкнутыми экономическими ячейками в Новгороде были боярские усадьбы.
А вот сельское хозяйство, в связи со сложными природными условиями и бедными почвами, никогда не обеспечивало новгородцам, как сейчас модно говорить, «продовольственную безопасность». Новгород почти всегда ввозил зерно из «низовских» (Суздальских) земель. Собственно говоря, в этом и была главная причина развитости несельскохозяйственного ремесленного производства новгородцев.



На фото справа: церковь Спаса на Ковалях - 1345 год



Великий Новгород - это классический древнеруский город-государство. Даже входя в состав Киевской Руси, Великий Новгород занимал особое место в системе руских государств.
Неслучайно, автор «Слова о полку Игореве», считая борьбу с половецкой угрозой общеруским дело, тем не менее обходит молчаньем участие Новгорода в этой борьбе. Новгород фактически являлся вторым властным центром в Киевской Руси, объединявшим весь Северо-Запад.

О формировании Новгородского города-государства вы можете прочитать здесь :
«Фроянов И.Я.Дворниченко А.Ю. "Города-государства Древней Руси". Новгородская земля».

Я бы хотел обратить внимание на важное обстоятельство. Формирование территории, грубо говоря, захват и контроль над огромной территорией первоначально производился силами городской общины Новгорода. Мы знаем, что князья появились в Новгороде достаточно рано, связано это было с важным положением города на международных торговых путях. Но не князья со своими дружинами, а именно городская община Новгорода осуществляла процесс формирования территории государства, формирование государственной системы власти. Похожий процесс становления государственности примерно в это же время мы видим в Ростовской земле.
Ещё одно важное обстоятельство, которое следует отметить. Судя по доступной мне научной литературе, в домонгольский период (временной период этого сайта), князь и его дружина никогда не допускались к сбору дани, налогов. Важнейшая и деликатнейшая часть существования государства всегда осуществлялась силами городской общины. Князь и его дружина жили так называемым "кормлением", т.е. установленной натуральной платой за осуществление определённых функций, а так же долей в военной добыче.

Часть историков считает, что власть в Новгородской земле принадлежала боярскому сословию, а княжеская власть, в отличие от других древнеруских земель, становится лишь "второстепенной". 1136 год иногда называют годом "боярской революции", когда Новгород освободился от власти Киева. В.Л.Янин считает, что система политического управления Великого Новгорода имеет глубокие корни и кроется в особенности экономического и политического развития города ещё с момента его зарождения. А 1136 год явился "лишь" своеобразным "моментом истины", когда политическая система "феодальной республики" получило юридическое оформление. Новгородцы сами приглашали на княжение тех или иных князей, чётко оговаривая их полномочия, права и обязанности. Стремясь не допустить расширение княжеского влияния на жизнь республики, князьям запрещалась покупать земли, а у тех князей, кто всё же купил землю, новгородцы всеми силами старались её выкупить, отобрать.
Тем не менее, историки отмечают важную деталь: длительное время "поставщиком князей" в Новгород был Киев. Пока Киев был главным политическим центром Руси, Новгород ориентировался на мнение сидящего в Киеве великого князя. Какая из ветвей Рюриковичей на время захватывала Великое княжение Киевское, та и направляла в Новгород своего представителя.
Впоследствии Новгород переориентировался на Владимир-Залесский. Какая из ветвей Рюриковичей сидела на Великом княжении Владимирском, та и направляла своих представителей в Новгород.
Игорь Фроянов считает, что говорить о единоличной власти боярских группировок в Новгороде в домонгольский период ещё нельзя. В домонгольское время, а мы рассматриваем здесь исторический период до 1240-х годов, власть в городе принадлежит всей общине и бояре, без сомнения, имеющие значительные рычаги власти, ещё не являются единственной политической силой.

В отличие от всех руских земель, Новгородская земля не распалась на мелкие города-государства и связанные с эти бесконечные войны. И это можно назвать второй особенностью Новгородской земли.

Высший орган власти: городское «вече» - собрание мужского всего населения города. Вече обладало чрезвычайными полномочиями: призывало или «отзывало» князей, решало вопросы войны и мира, избирала посадника, тысяцкого и с 1156 года епископа (позднее архиепископа), издавало и отменяло законы, избирало представителей власти в новгородских владениях. Сам факт длительного существования "вече" в Великом Новгороде говорит о реальных и чётко зафиксированных полномочиях правящего слоя, за которые никто не мог выйти. Опираясь на последние археологические исследования, В.Л.Янин считает, что территория (площадь) где собиралось "вече" могло вместить около 400 человек, т.е. примерно столько, сколько "золотых" поясов и насчитывалось в Великом Новгороде.



На фото слева: Духов монастырь. XII век.


Главные правительственные лица, избираемые (и смещаемые) на общегородском «вече»: «посадник» и «тысяцкий». Посадник первоначально назначался из Киева, а затем стал избираться новгородцами из бояр, а тысяцкого выбирали из небоярского населения. Посадник – это глава исполнительной власти имевший дело с князем, другими рускими землями и иностранными государствами. Должность Посадника фактически монополизировал тонкий слой внутри самого боярства. «Тысяцкий» имел дело с «чернью», отвечал за сбор налогов и возглавлял ополчение города и округи.

Епископ (Архиепископ) не только занимался важными гражданскими делами, но имел свой суд и даже собственный военный отряд. Без благословения епископа не подписывался ни один международный договор. Значительное влияние на жизнь города избранного горожанами епископа являлось одной из особенностей политической системы власти именно Великого Новгорода.
Князья, призываемые новгородцами, в разное время имели различную степень влияния на новгородцев, но никогда власть князя не была выше власти общегородского «вече». Князья являлись высшей судебной инстанцией, возглавляли вооружённые формирования новгородцев, являлись посредниками между Новгородом и остальной Русью, а так же между отдельными частями Новгородской земли. Новгородцы заключали с князьями договор (ряд) и если князья не справлялись со своими функциями, разрывали договор.

Во время монголо-татарского нашествия новгородская земля практически не пострадала, за исключением города Торжка, взятого татарами. Население города было уничтожено, но запасы зерна, так необходимые захватчикам, сгорели во время пожара. Сами новгородцы так и не пришли на выручку к своим подданным. Татарские отряды дошли до "Игнача креста", но в науке до сих пор нет единого мнения, почему татары не пошли на Новгород и где находился сам "Игнач крест". В дальнейшем, как и многие руские земли, Новгород был вынужден выплачивать татарам дань.
Новгородцам пришлось вести военные действия и на западных границах, однако не стоит преувеличивать их значение. Сам "Запад", точнее немецкие Ганзейские города, были важнейшим торговым контрагентом Новгорода на Балтике. Поэтому, столкновения велись, скорее вокруг нормы прибыли, в пользу новгородцев или немцев, а не ликвидации свободного города Новгорода, а уж тем более, мифического обращения руских в католичество.
Пришлось новгородцам воевать и с набирающей силой Литвой, но это уже более поздний исторический период.



На фото справа: церковь Спаса Преображения на Ильине.
В ней сохранились фрески Феофана Грека.



Дополнительный материал по домонгольской истории Новгородской земли вы можете посмотреть на моём втором сайте в фотопутешествии по новгородскому музею:
"Новгородский государственный объединенный музей-заповедник"

назад в начало страницы вперед