ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом



СИСТЕМА ВЛАСТИ ДРЕВНЕРУСКОГО ОБЩЕСТВА: ОТ РОДО-ПЛЕМЕННОГО СТРОЯ К ГОРОДАМ-ГОСУДАРСТВАМ.
СХЕМА.


Я бы хотел обратить ваше внимание на важное обстоятельство - это не более чем общая схема.
Главный смысл схемы - показать соотношение двух начал: княжеского, монархического, и "вечевого" в общественном устройстве.

Например, у полян разложение родо-племенного строя мы наблюдаем примерно с рубежа VI века (даты спорные), а у вятичей подобные процессы проходят значительно позднее.
История с князем Игорем и Ольгой явственно показывает нам, что наряду с Рюриковичами, прочно осевшими в Киеве, в руской глубинке существуют свои родо-племенные военно-племенные вожди - "князья".
Когда военные вожди - князья Рюриковичи уже прочно правили в Киеве, "поход сквозь вятичи" считался подвигом.

Согласно общепризнанной в исторической науке точки зрения, военные вожди - Рюриковичи, захватили власть над древнеруским обществом.
Однако объём их полномочий не совсем понятен. На схеме у меня стоит знак вопроса.
Мы точно знаем, что они собирали дань, т.е. в этом смысле стояли "на вершине властной пирамиды". Но каковы общие пределы власти военных князей Рюриковичей ?

Давайте рассмотрим вопрос на примере Новгорода. Для Новгорода у нас сохранились сообщения летописей, но некоторые историки считают, что подобная ситуация была и в других древнеруских городах-государствах.
Для удобства чтения, я разбил сообщение на небольшие отрывки.
Новгородская община платит дань Киеву, т.е. киевской общине и стоящим во главе общины Рюриковичам.
1014 год —«Ярославу же живущу в НовЂгородЂ и урокомъ дающю дань Кыеву 2000 гривен от года до года, а тысящу НовЂгородЂ гридемъ [гриди- княжеские дружинники] раздаваху; и тако даяшу въси князи новгородстии, а Ярославъ сего не даяше къ Кыеву отцу своему. И рече Володимиръ: "требите путь и мосты момтите"; хотяшеть бо поити на Ярослава, сына своего, абие разболЂся».
1015 год—«Ярославъ же посла за море, приведе Варягы, бояся отца своего...».
Давайте внимательно прочитаем летописца - из сообщения явственно видно, что власть Рюриковичей над местной общиной ограничена.
1016 год—«В НовЂгородЂ же тогда Ярослав кормяше [содержал] Варягъ много, бояся рати [войны с Киевом]; и начаша Варязи насилие дЂяти на мужатых женахъ.
Ркоша новгородци: "сего насилья мы не можем смотрити"; и собрашася в нощь исЂкоша Варягы в ПоромонЂ дворЂ [без суда, т.е. незаконно],
а князю Ярославу тогда в ту нощь сущу на РакомЂ [Ракомие - одна из двух загородных княжеских резиденций в Новгороде].
И се слышавъ, князь Ярославъ разгнЂвася на гражаны, и собра вои сравны тысящу [по одной из гипотез, речь идёт о верхушке новгородского общества, родо-племенной знати], и, обольстивъ ихъ, исЂче, иже бяху Варягы ти исЂклЂ; а друзии бЂжаша изъ града [количество погибших новгородцев не известно, но вряд ли их было много].
И в ту же нощь ис Кыева сестра Ярославля Передслава присла к нему вЂсть, рекши: "отець ти умерлъ, а брати ти [князья Борис и Глеб] избиена".
И се слышавъ Ярославъ заутра собра новогородцовъ избытокъ, и сътвори вЂче на полЂ [Инициатором созыва новгородцев является князь. Мы видим его обращение к новгородцам с просьбой о помощи, а не принудительный "призыв на действительную военную службу"], и рече к ним: "любимая моя и честная дружина, юже вы исЂкохъ вчера въ безумии моемъ, не топЂрво ми ихъ златомъ окупитЂ". И тако рче имъ: "братье, отець мои Володимиръ умерлъ есть, а Святополкъ княжить в КиевЂ; хощу на него поити; потягнете по мнЂ".
И рЂша ему новгородци" "а мы княже, по тобЂ идемъ".
И собра вои 4000: Варягъ бяшеть тысяща, а новгородцовъ 3000, [сравните количество варягов и новгородцев] и поиде на нъ...»;
- «[После победы Ярослава над Святополком].. а Ярослав иде къ Кыеву, сЂде на столЂ отца своего Володимира; и абие нача вои свои дЂлитЂ, старостам по 10 гривенъ, а смердомъ по гривнеЂ, а новгородцомЂ по 10 гривенъ всЂмъ [обратите внимние, как высоко оценил Ярослав услуги новгородцев], и отпусти ихъ всЂх домовъ, и дав имъ правду, и устав списавъ, тако рекши имъ: "по се грамотЂ ходите, якоже списах вамъ, такоже держите" [в тексте "грамота" написана в единственном числе, но в дальнейшем новгородцы всегда упоминали "грамоты Ярослава" во множественном числе, т.е., грамот было явно больше одной]. А се есть правда рускаа. [Дальше следует текст Руской Правды, но часть историков считает, что текст Ярославовой (Ярославовых) грамот был иным, это позднейшая вставка московских переписчиков летописи]».

Но если князья не могли проводить принудительную всеобщую мобилизацию, проводилась ли она вообще ?
Да, проводилась. И такая всеобщая мобилизация проводилась силами самой общины.
История новгородской общины, в том числе и за пределами временных рамок моего первого сайта, это подтверждает:
В случае опасности, все новгородцы принимали участие в военных действия. Это была прямая обязанность каждого боеспособного члена общины - защищать свою общину, свой город.
1386 год— «Тои же зимы приходи князь великыи Дмитрии ["Донской"] ратью к Новугороду с [двоюродным] братом своимъ съ княземъ Володимеромъ [князь серпуховской Владимир Андреевич "Храбрый"] , держа гнЂвъ про волжанъ на Новъгород, и стоя въ Ямнех»;
- «[Первое новгородское (боярское) посольство вернулось ни с чем. Второе новгородское посольство во главе с архиепископом Алексием предложило Дмитрию 8 000 рублей. Однако Дмитрия это не удовлетворило и он решил идти на Новгород. В этой ситуации] Владыка посла в Новъгород Климента, сына посаднича, а ркучи: "Князь великы миру не дал, а хочет к Новугороду ити и вы дръжите опас". И повеле доспевати противу великого князя острог»;
- «Новгородцы поставиша острог, по спу хоромы, а князь Патрикеи Наримантович со князем Романом Юрьевичем и с копорскими князи быша в городу и со всеми князи новгородцы, выехаше на поле в день недельныи и до обеда, и опять спятишая до обедех. И владыка приеха от князя без миру;
На четвертыи день по Крещении в понедельник, по обедех, примчеся весть в город, что стоит князь велики Дмитрии и со всею силою своею на Жилотуге. И новгородцы вси, доспесех, выехаша на Жилотугу, бяше сила велика, светла рать новгородская коневая и пешая рать, велми много ахвочих битися»;
- «[После долгих переговоров Дмитрий не решился штурмовать готовый к обороне город и заключил мир] И Ђзди владыка АлексЂи и доконца миръ на всеи старинЂа за винныи люди, за волжанъ, взя князь великыи у Новаграда 8000 рублев»; [Причём, деньги Дмитрий получил не сразу. 3000 рублей взяли из городской казны]

Мы даже знаем, как проводилась принудительная мобилизация.
1471 год— «[Сообщений новгородцских летописей я не нашёл, поэтому предлагаю вам сообщение московского летописца о том, как новгородцев собирали в военный поход на москвичей. С учётом специфического мнения москвича, мы видим действующий механизм принудительной мобилизации. И состояние раскола в новгородском обществе перед Шелонской битвой] Новгородские посадници и тысячские, купцы и житии люди, и мастери всякие, спроста рещи плотняци и гончары, и прочии, которыи родився на лошади не бывал, и на мысли которым того не бывало, что руки подняти противу великого князя, всех тех изменици они силою выгнаша; а которым бы не хотети поити к бою тому, и они сами тех разграбляху и избиваху, а иных в реку Вълхов вметаху; сами бо глаголаху яко было их сорок тысяч в бою том»;



Эволюцию системы власти после 1240-х годов, т.е. установления монголо-татарского ига, вы можете увидеть на схеме в моём следующем интернет сайте:
«Эволюция древнеруских городов-государств (земель-государств) после 1240-х годов»



назад в начало страницы вперед