ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом

В

от как излагает Андрей Юрьевич концепцию своего учителя И.Я. Фроянова в отношении "древнеруского государства - Киевская Русь" и крещения Руси.



Предлагаю вам две цитаты из монографии А.Ю.Дворниченко. «Зеркала и химеры. О возникновении древнерусского государства». Глава 4. "Советская историография политогенеза Киевской Руси", стр. 277, 290

«И.Я.Фроянов показал, что христианство до IX в. не получило широкого распространения.Крещению киевлян предшествовала языческая реформа Владимира, которая сама состояла из нескольких этапов. Реформа, включавшая в себя и перенос капища Перуна в лучшее место, и сооружение некоего пантеона языческих богов, закончилась неудачей. И тогда Владимир крестил Русь. Если жители Киева крестились добровольно, то остальным областям Руси христианство пришлось навязывать силой. (1721)
Каковы же причины крещения Руси ? Киевский князь, знать, демос и языческими нововведениями, и крещением пытались остановить лавинообразный процесс распада суперсоюза племён, в сохранении которого они были кровно заинтересованы. Однако сделать это было невозможно, т.к. на обломках суперсоюза бурно росли города-государства, самостоятельные волостные механизмы. Это привело к узости социальной базы и политической основы христианства на Руси. С точки зрения поступательного развития Руси введение христианства в конце X в. было опережением событий, забеганием вперёд. не имея перед собой твёрдой социальной почвы и ближайшей политической перспективы, оно скользило по поверхности древнерусского общества. В общем, своим исследованием историк убедительно показал, что христианизация Руси никак не связана с её феодализацией, коей, собственно, и не было. Следовательно, в этом смысле прогрессивным введение христианства считать нельзя. Надо ещё отметить, что крещение было показано в широкой сравнительно-исторической перспективе». (1722)

«Так называемое "Киевское государство" X в. являло собой конгломерат племён, рыхлое и неустойчивое межплеменное образование, сооружённое Киевом посредством военного принуждения, прежде всего с целью получения даней и не имеющее внутренних связей, а потому готовое в любой момент рассыпаться». (1804)



(1721) Фроянов И.Я. 1) Об историческом значении "крещения Руси"//Генезис и развитие феодализма в России. Проблемы идеологии и культуры.Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987; 2) Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь. Л.: Лениздат, 1988 и др.
(1722) Интересно, что через 15 лет в отдельном переиздании фрояновской части "триографии" 1988 г. историк устами В.В.Пузанова пытался сгладить впечатление, возникавшее от его высказываний конца 80-х гг. (См.Фроянов И.Я. Начало крещения Руси. М., 2007). Я думаю, что это результат изменения не научной концепции, а политических взглядов.
(1804) Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян (VI-X вв.) СПБ.: Издательство СПБ университета, 1996.







назад в начало страницы вперед