ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом

В


от, что написано в предисловии: "Как люди создали институты, которые впоследствии превратились из "слуг общества" в "господ над ними". Что явилось причиной появления в обществе неравенства и иерархии ? Что представляет собой государство - организацию угнетения человеческих масс или полезный институт, который и обеспечивает функционирование общественного организма в целом ? Эти вопросы интересуют человечество много столетий.
В монографии рассматриваются причины появления неравенства в человеческом обществе, власть в традиционных обществах, вождество, различные теории происхождения государства и цивилизации, роль урбанизации в процессе политогинеза и др. вопросы...
"
Из недавно опубликованных работ А.А.Крадина на тему политогинеза, бесплатно доступных в интернете, предлагаю вам статью, опубликованную в "Трудах Института истории, археологии и этнографиии ДВО РАН". В статье дан краткий обзор проблемы в целом и применительно к одному из регионов Дальнего Востока.
«Труды Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН», № 25, 2019, Николай Николаевич Крадин 1 (kradin@mail .ru) «ОСОБЕННОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ПОЛИТОГЕНЕЗА»
В этом же номере есть статьи других авторов эту эту тему:
«Труды Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН», № 25, 2019

Ещё одна официально бесплатная, доступная в интернете книга на тему политогенеза:
«Ю.Е. Березкин «МЕЖДУ ОБЩИНОЙ И ГОСУДАРСТВОМ. СРЕДНЕМАСШТАБНЫЕ ОБЩЕСТВА НУКЛЕАРНОЙ АМЕРИКИ И ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ». СПб., 2013.»
В книге даны последние данные по исследованию древних обществ Нового Света (Андская Америка), а так же Старого Света (Ближний Восток). В заключении автор сравнивает два пути политогенеза. Ценность книги ещё и в том, что рядовому читателю трудно найти серьёзные исследования специалистов по древней, доколониальной истории Нового Света, в данном случае Андской Америки.
В Ютюбе вы легко найдёте лекции Юрия Евгеньевича, посвящённые ранним обществам Андской части Америки. Полный список ссылок на лекции, вы можете найти тут:
«Ю.Е. Березкину - 75 лет !»

Из других доступных работ профессионалов по вопросу политогенеза (политическая антпропология) предлагаю найти в интернете "авторские" научные работы, учебные пособия Васильева Леонида Сергеевича «ИСТОРИЯ ВОСТОКА», а так же его «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. Том 1. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ». В настоящее время существует большое количество его работ, опубликованное разными издательствами. Можно купить его книги, можно прочитать по платной подписке. Есть даже тексты (не последнего) издания "Истории Востока", и "Всеобщей истории" выложенные, как я понимаю, в пиратских копиях. Лично я стараюсь покупать книги, чтобы материально поддержать авторов или их семьи. Да и вообще, люблю читать книги в бумажном виде. Да чтобы ещё и издание было качественных: твёрдая обложка, хорошая бумага и качественный шрифт.
Почему я рекомендую его работы ?
Во-первых, в работах Леонида Сергеевича, предназначенных для студентов, достаточно подробно и понятно для обычного читателя описан длительный исторический процесс развития человеческого общества, его социальной самоорганизации от примитивных групп охотников и собирателей, до современных государств.
Во-вторых, автор подробно описывает два типа существующих сегодня на нашей планете обществ и, соответственно, государств. Одно из них, древнейшее, назовём его "неевропейским", или "восточным". Другое, более молодое, "европейское".
В-третьих, и это важно отметить отдельно, автор не только сравнивает два общества, два типа государств: "неевропейское" и "европейское", но и показывает историю из взаимного сосуществования на протяжении всего исторического периода.


Н.В.Козырева «Взаимодействие этнических групп в ранней истории Месопотамии» в рамках совместного проекта с журналом «Вестник древней истории»».
«Proshloe - интернет-журнал»
Полный текст статьи здесь:
Н.В.Козырева «Взаимодействие этнических групп в ранней истории Месопотамии»
«Формирование политических структур на территории великой Месопотамии в конце IV- середине III тыс. до н.э.»


«...Развитие государственности, которое на этих двух территориях, занятых носителями различных культурных традиций, шло разными путями, привело к формированию здесь к началу III тыс. до н.э. двух разных вариантов политических структур...».

«Развитие Юга»

...Города Южной Месопотамии возникли из общин-поселений, оформившихся вокруг храмов, последние были не столько культовыми институтами, сколько административными и хозяйственными центрами местного самоуправления. Шумерский город, сосредоточенный вокруг храмового комплекса, рассматривался его жителями как Дом главного городского бога и его божественного семейства, а все население города составляло персонал этого Дома. Земледелие, скотоводство, а также ремесленное производство велись в рамках городских храмовых общин коллективно. Производимые продукты централизованно собирались, хранились и затем различными способами распределялись между членами этих хозяйств или обменивались в соседних общинах на другие необходимые продукты и материалы.

Экономику такого типа, следуя теории К. Поляни, можно назвать по преимуществу распределительной. Общество, таким образом организованное и структурированное, не нуждалось в наличии или развитии индивидуального производства, будь то сельское хозяйство или ремесло, и оставляло мало возможностей для возникновения и существования такого рода производства. Соответственно и индивидуальное владение землей являлось фактором чуждым данной системе и в плане социально-экономическом, и в плане идеологическом (48).

Общество в значительной степени сохраняло эгалитарный характер, хотя к концу IV тыс. до н.э., по-видимому, началось активное формирование городской элиты. Все горожане, объединенные вокруг того или иного храмового хозяйства, независимо от пола, возраста и объема выполняемых работ могли рассчитывать на материальное содержание от своего храма. Это содержание по своему количеству и качеству, безусловно, зависело от положения того или иного лица в должностной иерархии, но не могло быть ниже необходимого прожиточного минимума. Стратификация населения была основана скорее на ресурсах, связанных с занимаемой должностью, чем на происхождении. Семья в обществе такого рода, где заботы о всех членах хозяйства независимо от пола и возраста несла некая административная структура, не играла роли экономического института; дети были связаны прежде всего с матерью.

Уже во второй половине IV тыс. до н.э. (в так называемый период Uruk III) все или большая часть шумерских городов, располагавшихся как в южной, так и в северной части аллювия были объединены в некую единую коалицию, члены которой имели, скорее всего, определенные обязательства друг перед другом. Центром этого объединения был, по-видимому, город Урук. Это видно и из сравнения размеров данного города с другими городами, и из того факта, что именно здесь впервые появляются письменные документы, писцовые школы. При этом роль координатора структуры должна была, возможно, переходить по очереди от города к городу. Эта система была, вероятно, предшественницей системы налоговых сборов и распределения (bala), которая позднее составляла экономическую основу хозяйственной жизни государства III династии Ура, объединившего Южную Месопотамию в самом конце III тыс. до н.э. ...»

«Развитие Севера»

...Долгое время города Южной Месопотамии Ур и Урук рассматривались в науке как центр происхождения цивилизации и урбанизма. Считалось, что в конце IV – начале III тыс. до н.э. произошел «взрыв» городского развития в Южной Месопотамии и именно там появились самые ранние в истории города. Однако новые находки археологов показали, что модель с центром на Юге и периферией на Севере должна быть пере смотрена, «самые ранние в мире города» были и в Сирии, и в Северной Месопотамии.

Будучи сопоставимы по площади, города Севера и Юга, однако, во многом отличались друг от друга. На Севере городов было значительно меньше, чем на Юге, и зачастую они располагались на значительном расстоянии друг от друга. Самые крупные города Севера были центрами территорий, включавших в себя и округу центрального города с сельскими поселениями, которые здесь, в отличие от Юга, также были значительно удалены и друг от друга, и от города. Это было, вероятно, следствием не только других масштабов территории Севера, но и совершенно других условий земледелия на естественно орошаемых полях Севера по сравнению с ирригационным земледелием Юга.

Основной хозяйственной единицей Севера было индивидуальное хозяйство отдельной семьи, входившее составной частью в хозяйство родовой общины. На Севере, где важную роль играл частный сектор, очень рано, по-видимому, возникли такие институты, как частная собственность на землю, долговое рабство и клиентела (55). Патриархальная семья и принцип наследования (имущества, социального статуса и т.п.) являлись определяющими элементами экономической структуры. Принадлежность к тому или иному роду, семье лежала и в основе сильной социальной стратификации, существовавшей в обществе.

Политические институты Севера, вероятно, очень рано приняли централизованную форму. Правящую верхушку составляла родовая аристократия во главе с царем, власть которого переходила по наследству. Именно эта группа, местом пребывания которой были крупные города, контролировала большую часть материальных и людских ресурсов. Главным собственником земли был царь и члены его рода, а также представители родовой аристократии. Большую часть экономической сферы составляли царское хозяйство и крупные частные хозяйства родовой знати. Храмовые хозяйства не играли значительной роли в экономике. Важнейшую роль в развитии городов и раннем формировании городской элиты на Севере играло их активное участие в посреднической торговле на дальние расстояния (56).

Север никогда не создал ничего похожего на систему независимых городов, существовавшую на Юге. В первой половине III тыс. до н.э. политические структуры Севера, по-видимому, продолжали развиваться в направлении формирования таких систем, которые в нашем понимании ближе всего соотносятся с представлением о территориальном государстве под наследственной властью Сильного светского царя, опиравшегося на городскую олигархию (57). В таком направлении развивалась, вероятно, и Западная Сирия, и Северная Месопотамия...»