П
редлагаю вам определение феномена античного полиса из замечательной коллективной монографии. Книга издана ещё во времена СССР, так что некоторые фразы вас не должны
смущать.
Глава, отрывок из которой я вам предлагаю, написана выдающимся знатоком античного Рима - Еленой Михайловной Штаерман.
Для удобства чтения я внёс несколько стилистических правок, оставив текст без изменений.
«ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ. Т.1. ДРЕВНЯЯ ЕВРОПА». Часть вторая. ЕВРОПА В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ. Е.М.Штаерман, "Введение", с. 130-131., Москва, "Наука",
1986.
«Важнейшая проблема - это определение того, что собой представлял сам античный мир ? Современный исследователи признают, что основу его составляла античная
городская гражданская гражданская община, греческий полис, римский цивитас (о степени сходства и различия существуют разные мнения).
Для западных историков [а я предупреждал, работа написана ещё во времена СССР - В.З.] она выступает в основном как город-государство. Марксистские историки
исходят из данной Марксом характеристики лежавшей в основе античной городской общины формы земельной собственности - диалектического единства общей верховной
собственности гражданского коллектива на его территорию и индивидуальной собственности его сочленов на их наделы, которыми они владеют как члены этого коллектива при
отстранении от прав собственности на землю неграждан. Сложившийся на такой базе строй античной городской общины отличался характерными для неё особенностями:
- верховной властью народного собрания граждан с правом распоряжения землёй и контроля за землёй, как общественной, так и частной, которая могла быть отобрана у
нерадивого землевладельца;
- с правом принимать законы, избирать магистратов и судей, осуществлять функцию высшей апелляционной инстанции;
- обязанностью гражданского коллектива обеспечивать каждого гражданина землёй и иными средствами существования;
- запрещением порабощать граждан за долги или иным путём;
- равенство граждан перед законом;
- обязанностью граждан участвовать в военных действиях своего города с правом на часть добычи, принципом, согласно которому наиболее знатные и богатые граждане были
обязаны "для общей пользы" нести большие труды и затраты - являться на войну в более дорогом вооружении; [и как более качественно защищённые дорогим
вооружением, вести бой в первых рядах на наиболее ответственных участках, за что индивидуальная доля добычи была больше, чем у рядового общинника - В.З.]
- вносить в казну большие суммы на военные и другие нужды;
- активно и безвозмездно участвовать в политической жизни.
Соответственной была и идеология граждан, их система ценностей:
- высшей ценностью была сама община и её благо, обуславливающее благо каждого гражданина, вне своего города становившегося бесправным, неимущим, беззащитным изгоем;
- патриотизм, выражавшийся не только в готовности жертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении к её прошлому, её истории, богам, героям, к установленным
"предками" традициям, к мнению сограждан как к высшей этической санкции;
- культ свободы, понимавшейся и как свобода политическая, и как экономическая независимость собственника (в первую очередь земли) подчинявшегося только обычаю и
закону, установленному "для общей пользы".
|